Дополнительное образование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Свердловской области

"Средняя общеобразовательная школа №3"

г. Верхотурье Свердловской области

 

Дополнительное образование

   Дополнительное образование - персонализированный компонент общего образования, находящийся вне рамок образовательных стандартов и дополняющий основное образование.

          Система дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к познанию  и творчеству, дает возможность учащимся быть гармонично развитыми личностями, создает условия для самореализации.   

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в ГБОУ СО «СОШ № 3» заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает:

·        обеспечивать непрерывность образования;

·        развивать и осуществлять технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

·        осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации воспитанников;

·        проводить профориентацию;

·        развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребенка.

Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования обучающихся ГБОУ СО «СОШ № 3» выполняет следующие функции:

·        обучающая (в детских творческих объединениях каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить подготовку в интересующем его виде деятельности);

·        социализирующая (занятия позволяют обучающимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»);

·        развивающая (дополнительное образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности ребенка);

·        воспитывающая (содержание и методика работы творческих объединений оказывают влияние на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирование коммуникативной компетенции, воспитание патриотизма);

·        информационная (в детских творческих объединениях каждый воспитанник имеет возможность получить представление об окружающем его мире, информацию о профессиях, получить информацию, имеющую личную значимость для обучающихся);

·        релаксационная (на занятиях каждый ребенок имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке).

Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивает целостность и стабильность образовательной системы школы, активное использование инновационных технологий, поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов.

Целью дополнительного образования является создание максимально благоприятных условий для развития нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности обучающихся, свободно адаптирующихся в обществе и преумножающих культурное наследие страны.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи развития дополнительного образования:

1.     развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству,

2.     способствовать выбору индивидуального образовательного пути каждого воспитанника,

3.     обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»,

4.     содействовать самореализации личности обучающихся.

При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы:

·        принцип непрерывности и преемственности процесса образования (дополнительные общеразвивающие программы создаются с учетом продолжения занятий на разных ступенях обучения);

·        принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования (каждый кабинет является центром образования и воспитания);

·        принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка);

·        принцип творчества (каждое занятие в объединении дополнительного образования является творчеством обучающегося, коллектива воспитанников и педагогов);

·        принцип разновозрастного единства (проявление в разновозрастных объединениях инициативы, самостоятельности, лидерских качеств, умения работать в коллективе, учитывая интересы других);

·        принцип открытости системы (содержание дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися определяется с учетом возраста, особенностей социокультурного окружения).

 

        Все дополнительные общеразвивающие программы обращены к ребенку, развитию его личностных качеств и способностей. Большое внимание уделено работе творческих групп, выбору индивидуальных образовательных маршрутов.

 

 При составлении  плана по дополнительному образованию были приняты за руководство следующие документы:

·        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

·        Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1896 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·        Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

·        Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1898 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

·        Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15 в ред. от 28.10.2015 г.);

·        Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15 в ред. от 28.10.2015 г.);

·        Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15 в ред. от 28.10.2015 г.);

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

·        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);

·        План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р);

·        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2020 года»

·        Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242)

 

Сроки реализации программ дополнительного образования.

Продолжительность освоения программ дополнительного образования определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей (законных представителей), с учетом социального заказа.

Сроки реализации программ дополнительного образования: 1-3 года обучения.

 

Возраст участников.

Прием детей в объединения дополнительного образования осуществляется по желанию обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования: от 6,6 до 18 лет.

Формы занятий: групповые.

 

Режим работы объединений дополнительного образования.

Занятия объединений дополнительного образования проводятся во второй половине дня вне основного учебного расписания после перерыва по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.

Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности данной программы. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей (законных представителей) и детей по принципу 6-дневной рабочей недели. Направленность объединений, число занятий в неделю, продолжительность занятий в день определяется Приложением № 3 к СанПиН 2.4.4.3172 – 14. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений.

 

Структура и содержание дополнительного образования

 Дополнительные образовательные программы, представленные в учебном плане, направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физической совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности

Приоритетными направленностями в дополнительном образовании являются следующие направления:

-  художественно-эстетическое

-  физкультурно – спортивное

 

Занятия ведутся по типовым и адаптированным программам.

 В системе дополнительного образования предполагается наличие видов деятельности по пяти  различным направлениям.

Такое разнообразие направленностей способствует развитию у детей эстетического вкуса, умению ценить и любить традиции русского народа, укреплению и совершенствованию физического здоровья, овладению  современными информационными технологиями, позволяющими лучше адаптироваться в современном мире, воспитывает в детях трудолюбие и самостоятельность. Дети получают возможность на практике реализовать свой творческий потенциал, повысить культурный и духовный уровень, а также укрепить физическое здоровье. Занятия  ведут квалифицированные педагоги, в основном учителя нашей школы.

 

 Художественно-эстетическое направление.

         Актуальной проблемой современного образования является формирование художественно – эстетической культуры школьников. Эта проблема решается путём активного освоения учащимися основных видов искусства: музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра.

В кружках художественно-прикладного мастерства происходит знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они получают определённые  навыки и представления о культуре труда.

Занимаясь различными видами творческой деятельности, ученик получает достаточный объём культурного опыта, накопленного человечеством. Это служит основой формирования активной гражданской позиции школьника, осознающего себя неотъемлемой частью как своей страны и своего народа, так и всего человечества в целом.

Это следующие объединения дополнительного образования детей:

·        Творческое объединение «Домоводство»

·        Танцевальная студия «Детство»

·        Вокальная студия «Грация»

·        Кружок «Хоровое пение младших школьников»

 

Физкультурно – спортивное направление представлено спортивной секцией «Волейбол».

         Сегодня основной целью физического образования является воспитание гармонично развитой личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

В школе созданы все условия для  охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физкультуры и спорта, их ведущих учебно – воспитательных задач.

Одна из наиболее распространённых причин снижения защитных ресурсов школьника – недостаток двигательной активности. Поэтому в школе введены дополнительные занятия по физической культуре и спорту, которые не входят в учебную программу. Это спортивные игры, волейбол.

 

Туристско-краеведческое направление представлено объединением «Мой край родной».

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность является одной из приоритетных направлений деятельности образовательной организации.

 

Техническое направление представлено объединением «Конструирование и моделирование из различных материалов».

Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

 

Формы занятий в объединениях дополнительного образования.

·        теоретическое осмысление выбранного задания;

·        практическое выполнение задания по выбранной теме с использованием имеющихся на данный момент у обучающихся умений и навыков работы с материалом;

·        работа в группах и индивидуальная работа;

·        лекция;

·        беседа;

·        диспут;

·        конференция;

·        исследование;

·        разработка проекта;

·        тренинг;

·        коллективное творческое дело;

·        игра;

·        соревнование;

·        экскурсия;

·        поход в театр;

·        участие в общешкольных мероприятиях.

 

Отслеживание результатов

деятельности объединений дополнительного образования.

         Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся:

·        анкетирование;

·        тестирование;

·        собеседование;

·        контрольные занятия;

·        посещение занятий; внутренний конкурс-зачет;

·        учет двигательной подготовки, технических действий.

Проверка достижения обучающихся предполагает широкое применение нетрадиционных форм (творческие отчеты, доклады, рефераты, защита самостоятельно выполненных работ, проектов, исследований).

Показателем эффективности работы является участие детского объединения дополнительного образования в мероприятиях разных уровней: конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях, концертах.

 

Ожидаемые результаты дополнительного образования обучающихся.

Дополнительное образование способствует расширению образовательного пространства, обеспечивает детям поддержку на этапах адаптации, создает «ситуацию успеха».

В процессе обучения у обучающихся

развиваются:

·        интеллект;

·        любознательность;

·        читательский интерес;

·        духовно-нравственные и физические качества;

 

формируются:

·        активная жизненная позиция;

·        понятие о здоровом образе жизни;

·        элементы актерского мастерства;

·        стремление к самопознанию;

 

закрепляются:

·        общетрудовые и специальные умения и навыки;

·        навыки исследовательской и проектной деятельности;

·        навыки двигательной культуры;

 

воспитываются:

·        эстетический вкус;

·        коммуникативная компетентность;

·        патриотизм, любовь к родному краю;

·        самоуважение, уважение к другим людям;

·        понимание ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и в выборе профессии.

Дата последнего обновления страницы 17.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения